+

Обмен веществ в детском возрасте

Содержание
  1. Обмен веществ и энергии ребенка
  2. Обмен энергии ребенка
  3. Обмен белков у ребенка
  4. Углеводный обмен ребенка
  5. Жировой обмен у ребенка
  6. Водный обмен у ребенка
  7. Минеральный обмен у ребенка
  8. Обмен веществ у детей и подростков
  9. Обмен белков и нуклеиновых кислот
  10. Обмен углеводов и липидов
  11. Нарушение обмена веществ у детей: причины, симптомы и лечение
  12. Особенности обмена веществ у детей и причины нарушений
  13. Почему у детей нарушен обмен веществ
  14. Нарушение обмена веществ у грудного ребенка и детей-подростков
  15. Нарушение обмена веществ у детей на фоне ожирения
  16. Заболевания обмена веществ у детей: самые распространенные болезни
  17. Как улучшить нарушения обмена веществ у детей при наследственных болезнях
  18. Что делать, если у ребенка нарушен обмен веществ, как его восстановить и ускорить
  19. Нарушение обмена веществ у ребенка или невнимательность родителей
  20. Три причины замедления метаболизма
  21. Общее понятие процессов метаболизма
  22. Факторы, влияющие на метаболизм

Обмен веществ и энергии ребенка

Обмен веществ в детском возрасте

      Особенности обмена веществ ребенка определяются тем, что это обмен веществ растущего организма, т. е. организма, в котором процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.

Дет­скому организму приходится не только восстанавливать непрерывно расходуемые клеточные вещества, затрачивать энергию на жизненные процессы, восстанавливать часть погибающих через определенное вре­мя клеток организма (эритроциты, клетки кожи, слизистую оболочку эпителия и др.

), как это необходимо организму взрослого человека, но и создавать значительное количество веществ и целых клеточных обра­зований в растущих тканях. Чем меньше возраст ребенка, тем интенсив­нее идут у него процессы роста и новообразования клеток, тем больше его обмен веществ отличается от обмена веществ взрослого человека.

Кроме этого основного, определяющего отличия, имеется ряд важных особенностей детского организма, накладывающих отпечаток на харак­тер обмена веществ. Это прежде всего постепенное становление регули­рующей роли коры больших полушарий головного мозга в деятельности внутренних органов, трофических процессах в них (т. е. процессах об­мена веществ).

     Велика также роль гормонов эндокринных желез, главным обра­зом гипофиза, важны особенности химического состава тканей детского организма, в частности то, что они богаты водой.

Все эти отличия ор­ганизма ребенка наиболее велики в первые годы жизни, а в школьный период качественные и количественные показатели обмена веществ ре­бенка постепенно начинают приближаться к уровню, характерному для взрослого организма.

Обмен энергии ребенка

     Распределение расходования энергии организ­ма маленького ребенка отличается меньшей затратой энергии на движе­ния, незначительным специфически динамическим действием пищи, т. е. дополнительной затратой энергии на пищеварительные процессы, вызы­ваемые принятием пищи, и значительной затратой энергии на рост.

     Сильно меняются с возрастом не только распределение расхода энергии, но и величины основного обмена характеризующие интенсив­ность обмена веществ в организме.

Величина основного обмена на 1 кг веса в течение суток у новорожденного равна 38—42 большим калори­ям, затем она начинает повышаться и достигает максимума к 2—3 годам, когда основной обмен на 1 кг веса равен 55—60 большим кало­риям, после чего снова снижается, достигая к 6—7 годам 42 больших калории, в 10—11 лет 38, в 12—13 лет 34 и у взрослого на 1 кг веса при­ходится 23 большие калории. Таким образом, расход энергии организ­ма учащегося в l'/г—2 раза больше, чем организм взрослого.

Обмен белков у ребенка

      Белки являются основными веществами всякого животного организма, живой клетки, живого вещества.

Организм чело­века синтезирует специфические белки, из которых он строит клетки и ткани своего организма, из уже готовых аминокислот, поступающих с белками пищи, поэтому чрезвычайно важна, особенно для детского рас­тущего организма, полноценная белковая пища (см. главу IX).

При недостатке полноценных белков их можно компенсировать белковым разнообразием, так как отсутствие некоторых необходимых аминокислот в одном из пищевых веществ может восполняться их наличием в другом веществе.

Необходимыми аминокислотами, которые не могут быть заменены другими или синтезированы в организме и обязательно должны быть введены с пищей, являются вален, лейцин, изолейцин, ли­зин, аргинин, метионин, тропин, фенилаланин, триптофан и гистидин. Обмен белков учитывается по количеству азота — необходимого элемен­та, входящего в молекулу белка.

У взрослых наблюдается азотистое равновесие, т. е. количество азота, вводимое в организм с белками пи­щи, равно количеству азота, выводимого с мочой. Иначе говоря, количе­ство усвояемого и разрушающегося белка одинаково. У детей имеется активный положительный азотистый баланс, так как усваивается белка больше, чем разрушается. Это связано с процессами роста, построением новых белковых молекул, составляющих основу клеток и тканей.

     Недостаток или неполноценность белков пищи приводит к задерж­ке роста и снижению иммунитета.

Углеводный обмен ребенка

      Углеводы используются организмом в ка­честве источника энергии. Они имеют большое значение для теплообра­зования в качестве источника энергии мышечной работы.

Количество сахара (глюкозы) натощак в крови у грудных детей равно 70—90 мг%, в возрасте 3—6 лет—80—100 мг, у учащихся количество сахара в крови приближается к уровню взрослых и в 10—14 лет оно составляет 95—120 мг%.

Суточная потребность углеводов для детей от 5 до 7 лет 250—275 г, в возрасте 8—12 лет 300—350 г.

     Углеводы должны составлять 40—50% числа калорий, получаемых спищей. Однако чрезмерное введение углеводов при недостатке белков и жиров может привести у маленьких детей к «мучному расстройству питания» с пастозностью и отеками, а у учащихся также к значитель­ному снижению иммунитета. Вместе с углеводами пищи вводят и ви­тамины С, А и группы В.

Жировой обмен у ребенка

     Основная функция жира энергетическая; 1 г жира при окислении дает вдвое больше калорий, чем 1 г белков или углеводов. Однако жиры необходимы человеку не только для покрытия энергетических затрат.

Они входят в состав клеток организма, прини­мают участие в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние иммунитета. В организме жир отлагается в виде запасных депо пол кожей, в сальнике, в мышечной ткани, вокруг некоторых органов, расхо­дуется при недостаточном питании.

Жировая ткань защищает внутрен­ние органы от внешних травм, от потери внутреннего тепла. Жир, выде­ляемый сальными железами, предохраняет кожные покровы от высыхания. Отложения жира образуются не только за счет жиров, поступающих с пищей, но и в результате синтеза жиров из углеводов.

 Суточная потребность в жирах и белках составляет у детей 5—7 лет 50—60 г и 8—12 лет 60—100 г.

     Важно также учитывать не только количество жира, но и его ка­чество как со стороны его полноценности, так и усвояемости. Наиболее полноценным жиром является сливочное масло. Вместе с жирами в организм вводят витамины Dи А.

Водный обмен у ребенка

     Водный обмен играет очень большую роль в нормальной жизнедеятельности организма, особенно детского.

Вода необходима для нормальной деятельности всех органов, для поддержа­ния постоянного осмотического давления крови, она участвует в про­цессах теплорегуляции и, главное, весь обмен веществ, все химические реакции, происходящие в организме, могут осуществляться только в водной среде.

Вода составляет в организме ребенка 80% веса всех тканей, а в организме взрослого 65%, причем большая часть воды, примерно 75%, находится в клетках и тканях и только 25% всей воды приходится на долю плазмы крови и лимфы.

Вода поступает в организм в виде питья, в составе пищи и в небольших количествах образуется при химических процессах в самом организме. Циркуляция воды, т. е.

вса­сывание в кишечнике, переход в кровь и лимфу, поступление в ткани и выведение воды через почки, кожу и легкие, у детей происходит значи­тельно быстрее, чем у взрослых. Считается, что каждая молекула воды, попавшая в организм ребенка, совершает циркуляцию 3—5 раз, пока не окажется выведенной из организма. Для тканей растущего организма характерна большая гидрофильность, степень которой определяется про­бой Мак Клюра.

    Количество воды, получаемое ребенком в сутки, с возрастом уве­личивается. Для ребенка 1—4 лет необходимо в сутки 800—950 мл, в 5—10 лет это количество возрастает до 1200—1350 мл.

и к 14 годам до 1500 мл. При этом количество воды, потребляемое на 1 кг веса с уве­личением возраста уменьшается.

Так, в первые две недели жизни необ­ходимо 150—200 мл воды, в 1—2 года—90—100 мл, в 12 лет—40 — 45 мл воды.

     Маленькие дети очень тяжело переносят недостаток воды. Увеличе­ние водных потерь (при лихорадке, перегреве) при их недостаточной компенсации может вызвать тяжелое состояние.

Минеральный обмен у ребенка

       В состав организма входят в тех или иных количествах многие химические элементы. Углерод, водород, азот, сера, фосфор входят в состав органических веществ клетки, в состав молекул белка и других веществ. Другие элементы, такие, как железо, входят в состав специфических жизненно важных веществ — гемоглоби­на, ферментов.

Наконец, часть элементов образует неорганические, ми­неральные соединения, также необходимые для нормальной жизнедея­тельности организма.

Достаточно указать на фосфорнокальциевые соли являющиеся необходимой составной частью костной ткани, на роль ионов Na+, С1- в поддержании нормального осмотического давления крови, роль Са++ в процессе свертывания крови, на соляную кислоту, выделяемую железами желудка и значение ионов К+ в процессах воз­буждения, а также фосфорных солей в обеспечении нормальной дея­тельности нервных клеток. Очень значительна роль минеральных ве­ществ в процессе внутреннего дыхания, так как железо входит в состав гемоглобина, а углекислые соли, растворенные в крови, осуществляют функцию переноса углекислого газа.

       Для растущего организма важен кальций,9% которого находит­ся в костях. Суточная потребность в кальции у грудных детей 0,15— 0,18 г, а для учащихся 1 г; относительное же его потребление (на 1 кг веса) больше всего на первом году жизни.

Он необходим, как мы уже говорили, для роста костей, работы нервной системы, для свертывания крови, для активирования трипсина и т. д.

Соли кальция всасываются в желудочно-кишечном тракте не полностью, поэтому в пище должно быть избыточное количество кальция.

      При рахите содержание кальция в крови не снижается, но умень­шается количество кальция в костях. Для правильного обмена кальция и его фиксации в костях необходимо прежде всего наличие витамина Dtа также витаминов группы В, нормальная деятельность желез внутрен­ней секреции и нервной системы.

      Фосфорвходит в состав молекул белка и имеется во всех тканях, однако больше всего его содержится в костной ткани (до 70% общего количества фосфора в организме). Он важен для нормального роста скелета, деятельности нервной системы. Фосфор содержится в сыворот­ке крови в количестве 5 мг%.

      Фосфорный обмен связан с кальциевым, так как наибольшее отло­жение фосфора происходит в виде фосфорнокислого кальция в костях.

       Натрий и хлор в отличие от других элементов, поступающих в организм с пищей, вводятся отдельно в виде неорганического соедине­ния—поваренной соли. Натрий необходим для процессов роста, при его отсутствии рост нарушается.

Ионы натрия определяют в осмотическом давлении крови и тканевых жидкостей, участвуют в сохранении кислот­но-щелочного равновесия.

Хлор, поступающий вместе с натрием, также играет роль в создании кислотно-щелочного равновесия и в желудоч­ном пищеварении.

        Очень важно для нормального развития организма железо, входя­щее в состав молекулы гемоглобина. Молоко бедно железом, но ребенок рождается с некоторым запасом железа, полученным от материнского организма. К 5—6 месяцам этот запас истощается и необходимо пополнять его, вводя железо с фруктами, а затем с овощами.

        Для нормального обмена веществ в организме ребенку необходимы витамины,являющиеся катализаторами целого ряда обменных про­цессов и входящие в состав некоторых ферментов. Особенно необходи­мы витамины для растущего детского организма.

       Витамины не вырабатываются в организме человека, а поступают с пищей либо в виде уже готовых активных витаминов, либо в виде провитаминов.

       Особенно важно достаточное поступление витаминов для растущего детского организма. Недостаточность или отсутствие витаминов вызыва­ет нарушение нормальных функций организма: заболевания гиповита­минозом или авитаминозом, специфическое для каждого вида витаминов.

Источник: https://medicinskiyportal.ru/razdely/pediatriya/osobennosti-razvitiya-detej-shkolnogo-vozrasta/obmen-veshchestv-i-energii-rebenka

Обмен веществ у детей и подростков

Обмен веществ в детском возрасте

Все живые организмы характеризуются двумя принципиальными особенностями: обменом веществ и энергии и способностью к воспроизведению.

В детском возрасте происходят разнообразные изменения обменных процессов, при этом обмен веществ и энергии подвергается не только количественным, но и качественным изменениям.

Каждому возрастному периоду соответствует состояние метаболизма, обеспечивающее оптимальное для роста и развития ребенка соотношение пластических и биоэнергетических процессов. У растущего ребенка постепенно изменяются соотношения между основными фазами метаболизма – катаболизмом и анаболизмом.

Особенности метаболизма у детей и подростков определяют следующие факторы:

1) специфические потребности в пластическом материале, обусловленные приростом массы тела и развитием органов;

2) изменение ряда метаболических путей и циклов на различных этапах роста, что определяется дерепрессией генов-регуляторов, индукцией или подавлением синтеза белков-ферментов;

3) развитие устойчивой нейроэндокринной регуляции обмена и возрастные изменения чувствительности тканей-мишеней к метаболическому действию гормонов;

4) смена периодов роста и дифференцировки тканей, не совпадающая по времени в различных органах;

5) изменение пропорций внутренних органов и мышечной ткани по отношению к массе тела;

6) увеличение энергетических резервов организма в процессе роста;

7) относительное уменьшение объема внутренней среды (внеклеточной жидкости) за счет увеличения клеточной массы.

Растущему организму присуще свойство, названное гомеорезисом, т.е. поддержание постоянства в развивающихся системах. Гомеорезис – это проявление генной регуляции роста и анаболической направленности обмена веществ и энергии в организме ребенка.

Обмен белков и нуклеиновых кислот

Развитие функций органов и систем прямо или косвенно связано с состоянием и метаболизмом белков.

Интенсивное развитие организма характеризуется также сменой форм и организации ферментативных процессов, включая изменения тканевых ферментных спектров и молекулярных форм в пределах одной изоферментной группы. Ведущую роль при этом играют как генетическая программа, так и нейроэндокринная система.

Интенсивность синтеза белков определяется соотношением нуклеиновых кислот в тканях, при этом существует прямая зависимость между приростом массы тела, содержанием белка и соотношением РНК и ДНК.

На первом году жизни ребенка содержание ДНК в тканях наиболее высокое, в дальнейшем ее синтез постепенно замедляется из-за снижения активности ДНК-полимераз. В сердечной мышце, например, содержание ДНК постепенно снижается к 15 годам и в дальнейшем не изменяется.

В мозге содержание ДНК начинает снижаться уже в первые месяцы жизни, тогда как синтез белка и миелина нарастает. Угнетение репликации ДНК сочетается с нарастанием синтеза ДНК-зависимой РНК-полимеразы.

Этим объясняется высокое содержание в тканях миокарда, мышц, печени рибосомальной РНК, причем оно не меняется от годовалого возраста до глубокой старости. В ткани головного мозга происходит постепенное снижение РНК от 1 года до 90 лет.

В тканях детского организма преобладают гидрофильные быстро обновляющиеся белки, и только к пубертатному периоду увеличивается количество склеропротеинов, отличающихся более жесткой структурой и меньшей гидрофильностью.

В мышечной ткани с возрастом происходит быстрое накопление к периоду половой зрелости сократительных белков по сравнению с цитоплазматическими белками и миостроминами.

Повышение концентрации коллагена в тканях в процессе роста связано с замедлением скорости его обновления, и скорость его синтеза превышает скорость образования других белков.

Нарастает и жесткость структуры коллагена, что связано с большим значением коллагена в создании механической опоры органов. миоглобина в скелетных мышцах увеличивается у детей 7—11 лет до 7,9 г, 12-13 лет – до 8,4 г, 16-17 лет – до 10,5 г.

С возрастом изменяется белковый спектр плазмы крови. На 13-й неделе внутриутробного развития определяются уже 10 фракций белков плазмы (у взрослого человека можно обнаружить до 200 белков). общего белка в плазме при рождении составляет 47-55 г/л, с возрастом постепенно увеличивается, достигая к 14 годам уровня взрослого человека (табл. 2).

Таблица 2 общего белка и соотношение фракций белков сыворотки крови в зависимости от возраста (% к концентрации общего белка)

ВозрастОбщийбелок,г/лАльбуминыГлобулины
альфа1альфа2бетагамма
Новорожденные47-6565,65,27,17,514,6
До 1 года57-7362,15,711,510,110,8
До 3 лет59-7962,45,210,89,512,3
До 6 лет62-7861,95,08,99,914,3
До 14 лет67-9163,35,66,79,415,1
Взрослые65-8553,8-62,12,7-5,17,4-10,211,7-15,315,6-21,4

гемоглобина в крови при рождении несколько выше, чем у взрослых, но к концу первого года жизни постепенно снижа­ется до 105-110 г/л. Со второго года жизни происходит повыше­ние концентрации общего гемоглобина, и в период полового со­зревания он становится таким же, как у взрослых.

В организме новорожденных детей 80-90% концентрации об­щего гемоглобина составляет фетальный гемоглобин (HbF, а2, Уг)> затем содержание его резко снижается и у детей старше 3 лет становится постоянным — 0,5-1,0%.

Обмен аминокислот у ребенка протекает весьма активно (осо­бенно в печени), обеспечивая поддержание процессов роста и раз­вития. К 2 годам активность процессов превращения аминокислот в печени приближается к уровню взрослых.

Для интенсивного синтеза белков в организме ребенка тре­буется достаточное количество полноценных белков, богатых незаменимыми аминокислотами. Потребность в белках у детей 4-6 лет — 3,5 г/кг массы тела в сутки, 7-11 лет — 3 г/кг, 12-15 лет — 2,5 г/кг. Суточная потребность детей школьного возраста в незаменимых аминокислотах составляет от 19 мг (гистидин) до 196 мг (лейцин).

Отсутствие или недостаточное количество хотя бы одной аминокислоты проявляется общими симптомами: прекращение роста, потеря веса, склонность к различным инфекционным заболеваниям, отрицательный азотистый баланс.

Азотистый баланс как один из важнейших показателей обмена белков в растущем организме всегда является положительным. Сте­пень ретенции азота (задержки азота в % от введенного с пищей) в организме прежде всего определяется периодом развития и пря­мо пропорциональна константе роста. Чем моложе организм, тем значительнее эта задержка (табл. 3).

Таблица 3 Ретенция азота у детей различного возраста

ВозрастРетенция, %
З года25,2
7-10 лет20,5
11—13 лет13,8
14-17 лет11,0

Обмен углеводов и липидов

Обмен углеводов и липидов у детей практически не отличается от их метаболизма у взрослого человека. В первые дни жизни ребенка происходит стабилизация углеводного обмена и переход от анаэробного гликолиза, характерного для плода, к аэробному окислению.

Уровень глюкозы в крови ребенка соответствует уровню взрослого человека. Однако у детей дошкольного и раннего школьного возраста имеется склонность к гипогликемии (понижению концентрации глюкозы в крови) при недостаточном ее поступлении с пищей.

Это связано с несовершенством нейроэндокринной регуляции мобилизации гликогена печени и повышенной утилизацией глюкозы тканями. Утилизация глюкозы приходит к типу взрослых постепенно в возрасте 8-14 лет.

Потребность в углеводах у ребенка довольно высока и составляет 10-15 г/кг массы тела для детей младшего школьного возраста и 15 г/кг и более старшего школьного возраста.

Каждому периоду онтогенеза человека свойственны особенности обмена липидов различных классов. Роль жиров в обеспечении энергетическим и пластическим материалом тем выше, чем меньше возраст ребенка.

С момента рождения и до 6 лет размер адипоцитов (клеток жировой ткани) увеличивается в 3 раза, достигая размеров клеток взрослого человека в возрасте 12 лет. Количество адипоцитов увеличивается до 10-16-летнего возраста.

Рост жировых депо происходит нелинейно, жир накапливается постепенно в течение первых 9 месяцев жизни, затем незначительный прирост к 7 годам. Далее вновь наблюдается рост жировых депо с резким накоплением в подростковом периоде, зависящим от пола ребенка. В онтогенезе изменяется не только структура жировой ткани, но и ее состав.

Жировая ткань новорожденных содержит 56,5% воды и 35,5% липидов, у взрослого человека – 71,7% липидов и 26,3% воды. С возрастом ребенка увеличивается отношение «ненасыщенные жирные кислоты/насыщенные жирные кислоты»; жирнокислотный состав жировой ткани стабилизируется к 5 годам.

Обмен жиров у детей носит неустойчивый характер. При значительном расходе углеводов может иметь место истощение жировых запасов.

У детей до 10 лет наблюдается повышенная склонность к образованию кетоновых тел – продуктов неполного окисления жирных кислот – и кетозу (снижению pH крови за счет накопления кетоновых тел).

При этом уровень кетоновых тел в крови отражает состояние не только липидного, но и углеводного и белкового метаболизма.

Уровень холестерина в сыворотке крови при рождении в 3-4 раза ниже, чем у взрослых, причем как свободного, так и связанного. Значительный прирост концентрации холестерина (в 1,5-2 раза) за счет связанной формы происходит к концу первого года жизни.

В дальнейшем к 12 годам уровень холестерина повышается за счет обеих его фракций. Более высокие изменения показателей липидного обмена возникают в период полового созревания и зависят от концентрации андрогенов и эстрогенов.

У девочек установлены более высокие показатели в крови общего холестерина, холестерина в липопротеидах низкой плотности (ЛПНП) и липопротеидах высокой плотности (ЛПВП). С возрастом уровень ЛПВП снижается, ЛПНП – повышается.

Уже у детей от 2 до 14 лет содержание ЛПНП существенно не изменяется, но у мальчиков 11-14 лет их концентрация ниже, чем у девочек, что связано с половыми различиями в гормональной регуляции обмена веществ.

Функциональные и метаболические особенности, присущие детям и подросткам, являются одними из факторов, определяющих физическую работоспособность и развитие аэробной и анаэробной производительности в онтогенезе.

Источник: https://sportguardian.ru/article/3611/obmen_veschestv_u_detey_i_podrostkov

Нарушение обмена веществ у детей: причины, симптомы и лечение

Обмен веществ в детском возрасте

Комплекс химических реакций в человеческом организме – поступление питательных веществ, всасывание их из системы пищеварения, ферментация и расщепление, усвоение и выведение, называется обменом веществ, или метаболизмом. В случае, когда происходит сбой на одном из уровней этой сложной биологической системы детского организма, говорят о нарушенном обмене веществ.

Особенности обмена веществ у детей и причины нарушений

Обмен веществ у ребенка имеет свои особенности, и он значительно отличается от процесса метаболизма у взрослых людей. Детским организмом на переваривание пищи и усвоение ее полезных веществ требуется гораздо больше ресурсов и энергии, ведь развитие детей происходит в интенсивном режиме.

Особенности обмена веществ у детей в том, что значительная часть энергии, которая поступает в организм в виде пищи, расходуется на рост и развитие малыша. Дети грудного возраста нуждаются в продуктах, богатых жирами и холестерином, которые так необходимы для развития мозга и правильного формирования нервной системы.

Для нормального роста и развития детский организм нуждается в белковой пище, которая содержит в себе все незаменимые аминокислоты.

В рационе ребенка возрастом до 3 лет должно быть полноценных белков не менее 75%, от трех до семи лет – 60%, от семи до четырнадцати – 50%. Критерием здоровья растущего детского организма служит азотистый баланс.

Высокий его уровень обеспечивается большой степенью всасывания белков в ЖКТ ребенка.

Липидный обмен регулируется эндокринной системой и ЦНС. Углеводный обмен у детей проходит гораздо быстрее, чем у взрослых, что обусловлено большой затратой энергии в качестве пластического и энергетического материала в условиях интенсивного роста и развития.

Обмен веществ у ребенка до года значительно ускорен. Однако нередко бывает так, что детскому организму становится сложно регулировать собственный процесс метаболизма.

Известно множество причин нарушения обмена веществ у детей, но чаще всего такой сбой происходит в результате нестабильности желез внутренней секреции и ЦНС.

Кроме того, любые нарушения процесса метаболизма могут быть вызваны отсутствием культуры питания, когда малыш начинает переедать, особенно на ночь. Слабая двигательная активность тоже часто вызывает нарушение обмена веществ у детей.

Почему у детей нарушен обмен веществ

Неправильный обмен веществ у ребенка – серьезное нарушение, препятствующее нормальному развитию. Такой сбой проявляется на всех уровнях биологической системы организма, но больше всего выражен он на клеточном уровне.

Симптомы нарушения обмена веществ у детей могут быть разными, так как проявление их зависит от того, на каком именно уровне произошел сбой.

Если у детей нарушен обмен веществ из-за избыточного количества белка, распознать отклонения от нормы помогут такие признаки:

  • нарушение стула – диарея или запоры;
  • снижение аппетита или полное его отсутствие;
  • развитие болезней почек, почечная недостаточность;
  • резкое увеличение или снижение веса;
  • развитие остеопороза;
  • отложение солей.

Нарушение обмена веществ у грудного ребенка и детей-подростков

Как правило, такое нарушение обмена веществ у грудного ребенка возникает в результате переизбытка белоксодержащих продуктов. Подтвердить подозрения на нарушение обмена белков поможет анализ крови – отмечается повышенное количество этих веществ в плазме.

При нехватке белка в организме происходит нарушение обмена веществ у детей и подростков, наблюдаются следующие симптомы:

  • отечность;
  • слабость;
  • сонливость;
  • ацетонический запах мочи;
  • значительное снижение веса;
  • задержка в развитии;
  • нарушение интеллекта.

Белковый дефицит является распространенной причиной развития многих патологий в развитии детского организма.

Узнать о нарушении обмена жиров, когда их недостаточно, у своего ребенка родители могут по таким симптомам, как:

  • истощение;
  • потеря веса;
  • проблемы с кожными покровами – высыпания, шелушение, воспаления;
  • выпадение волос.

Липиды выполняют важные функции в нашем организме – энергетическую, терморегулирующую, защитную, поэтому при нарушении их обмена происходят серьезные сбои. Обычно недостаток жиров вызван несбалансированным питанием, наследственными заболеваниями и нарушениями в работе пищеварительной системы.

Нарушение обмена веществ у детей на фоне ожирения

Первыми признаками переизбытка жиров является сильный аппетит и стремительный набор веса. При избыточном количестве липидов возникает такое нарушение обмена веществ у детей, как ожирение. Кроме этого заболевания на фоне избытка жиров возможным становится развитие многих других патологических процессов.

У ребенка признаками нарушения обмена веществ, а именно – углеводного обмена, считаются следующие явления и процессы:

  • нарушение обмена белков и липидов;
  • сонливость;
  • снижение веса;
  • плохой аппетит.

Как правило, такой сбой в организме могут вызвать генетические болезни и голодание.

Заболевания обмена веществ у детей: самые распространенные болезни

При неправильном обмене белков, липидов, углеводов и других веществ неизбежным становится развитие многих болезней.

Самыми распространенными являются такие заболевания обмена веществ у детей, как:

  1. Анемия – патологический процесс, возникающий на фоне недостатка белка и железа. Чтобы избежать этого, с первых дней жизни малыша необходимо обеспечить полноценной белковой пищей.
  2. Рахит – болезнь обмена веществ у детей, возникающая при дефиците фосфора и кальция. Еще рахит может быть вызван патологиями, препятствующими усвоению детским организмом кальция. Кальцию и фосфору отводится первостепенная роль в формировании и развитии костной и хрящевой системы организма человека. Особенно важно обеспечить этими веществами новорожденных и младенцев первых месяцев жизни, когда происходит формирование костно-хрящевой системы.
  3. Тетания, или спазмофилия. Это еще одна распространенная болезнь нарушения обмена веществ у детей, вызванная сбоем фосфорно-кальциевого обмена или переизбытком кальция. Распознать развитие спазмофилии можно по таким признакам, как судорожный синдром и спазмы.
  4. Амилоидоз – патологический процесс, вызванный сбоем физиологического уровня метаболизма. Признаками болезни становится поражение почечных и сердечных мышц в результате отложения в мышечных тканях таких веществ, как амилоиды – структурно измененные белки.
  5. Гипергликемия. Возникает на фоне протекания в детском организме скрытого сахарного диабета, когда нарушается обмен глюкозы.
  6. Гипогликемия – патологический процесс, который обозначается в медицине, как инсулиновый шок. Эта патология связана с пониженным уровнем глюкозы в крови ребенка. Причиной развития болезни служит перенесенный сильный стресс или заболевание сахарным диабетом матери.
  7. Ожирение – это одно из наиболее распространенных на сегодня нарушений процесса метаболизма у детей и подростков. Его протекание неблагоприятно отражается на работе всего организма в целом. Последствием протекания ожирения в детском возрасте является изменение осанки, искривление позвоночника, серьезные психологические травмы, гормональные расстройства, остеохондроз, артроз, булимия и анорексия.

Как улучшить нарушения обмена веществ у детей при наследственных болезнях

Фенилкетонурия – одна из самых серьезных и опасных патологий, возникших на фоне нарушения обмена ароматической альфа-аминокислоты, известной под названием фенилаланина.

Это вещество накапливается в детском организме и приводит к поражению ЦНС и заметному отставанию малыша в развитии.

Фенилкетонурия диагностируется крайне редко, так как патологический процесс протекает практически бессимптомно, первые признаки заболевания можно обнаружить ближе ко второму полугодию жизни новорожденного. Это нарушение принадлежит к числу наследственных болезней обмена веществ у детей.

Среди наследственных нарушений обмена веществ у детей часто встречается и галактоземия, вызванная сбоем метаболизма углеводов. Заболевание проявляется в виде поражения центральной нервной системы, глаз, печени и других внутренних органов.

К возникновению патологии приводит накопление в детском организме такого фермента, как галактозо-1-фосфат-уридилтрансфераза. Она может стать причиной возникновения желудочно-кишечных расстройств, отека головного мозга, гипогликемии, анемии.

Улучшить обмен веществ у детей при этом нарушении поможет длительная безмолочная диета.

Что делать, если у ребенка нарушен обмен веществ, как его восстановить и ускорить

Обнаружив некоторые признаки сбоя многоуровневого процесса метаболизма, следует посетить кабинет специалиста и узнать, что делать, если у ребенка нарушен обмен веществ. После лабораторных исследований и подтверждения диагноза, как правило, врачи назначают маленьким пациентам гормональные препараты, нормализующие метаболизм на том его уровне, где произошел сбой.

Необходимым становится и прием витаминно-минеральных комплексов согласно схеме, назначенной врачом. Практически всегда при лечении нарушения обмена веществ у детей применяются ферменты, нейтрализующие действие гиалуроновой кислоты.

При ожирении важно ускорить обмен веществ у ребенка. Для этого необходимо соблюдать диету, составленную специалистом.

Такое питание, направленное на ускорение метаболизма, состоит из большого количества фруктов, особенно цитрусовых. В рационе ребенка, страдающего ожирением, также должен быть полноценный белок – говядина и нежирная свинина.

Среди препаратов для лечения этого заболевания может применяться Струмель Т, но только по назначению специалиста.

Как восстановить обмен веществ у ребенка, специалист сможет сказать только после полного обследования, выявления нарушения и причин его возникновения.

Источник: https://wdoctor.ru/pediatriya/narushenie-obmena-veshhestv-u-detey-prich.html

Нарушение обмена веществ у ребенка или невнимательность родителей

Обмен веществ в детском возрасте

Обмен веществ у детей отличается от взрослых (возрастные особенности). Организм ребенка все время растет и развивается, поэтому требует качественного состава пищи для роста. В особенности малышам и детям нужен белок для мышц. От качества белка зависит, каким будет общее развитие в целом. Нарушение обмена веществ у детей часто затрагивает белковый.

Три причины замедления метаболизма

Существует три основные проблемы, способствующие замедлению метаболизма:

  1. Ложный голод. Ребенок потребляет сладкую калорийную пищу и газированные напитки, способствующие резкому скачку инсулина в крови. Организм пытается в краткие сроки распределить сахар и преобразует его в жир. Сахар снова резко падает, и мозг требует опять энергию с пищей, возникает чувство ложного голода.
  2. Нарушение работы пищеварительного тракта. Если организм не может расщепить жир и превратить его в энергию, то он накапливается на разных участках тела. Нехватка полезных бактерий в желудочно-кишечном тракте, их недостаточная активность способствуют этому процессу.
  3. Недостаток физической нагрузки, развивающийся когда ребенок не подвижен, не занимается активными играми, проводит большую часть времени за компьютером или телевизором. Значение данного фактора особенно велико, если ребенок ест много неправильной еды, а также редко кушает, но в большом количестве.

Растущему организму требуется большое количество жидкости и витаминов для правильного и быстрого метаболизма. А также регулярное питание в течение суток.

Общее понятие процессов метаболизма

Обмен веществ и энергии, или метаболизм, представляет собой процессы в организме, которые разлагают и выводят ненужные продукты жизнедеятельности и расщепляют для поступления в кровь другие нужные для организма вещества. Разделить процессы можно на два потока:

  • Разрушительный — катаболизм. Расщепление сложных веществ на простые и преобразование их в энергию.
  • Созидательный — анаболизм. Накопление и сбережение запасов в организме.

В спокойном состоянии организма все процессы протекают в фоновом режиме и не затрачивают много энергии. Во время сна энергия затрачивается в небольшом количестве. В состоянии движения и стресса процессы метаболизма в организме ускоряются. Метаболизм предполагает не только пищеварительные процессы, но и всю слаженную работу организма в целом.

Это коэффициент того насколько то, что поступает в организм посредством еды, воздуха и жидкости превращается в энергию. Основное из этого списка — пища. Насколько эффективно компоненты пищи разлагаются и преобразуются в энергию и остаточные продукты, выводимые из организма – это и есть сущность метаболизма.

Если пища расщепляется быстро и преобразуется в полезные вещества, то это свидетельствует о правильной работе организма. Такой человек, как правило, не будет страдать от избытка веса или проблем с выводом токсических отходов. Ускоренный метаболизм влечет за собой сжигание энергии и калорий, а также постоянное расщепление подкожного жира.

Замедленный метаболизм накапливает токсичные вещества и продукты обмена, в частности, жир и замедляет работу всего организма.

Факторы, влияющие на метаболизм

Скорость и эффективность метаболизма зависит от ряда факторов.

  1. Пережевывание пищи. Слюна — это тот фермент, который способствует ускорению метаболизма. Чем тщательнее будет пережевываться пища, тем легче она преобразуется в энергию (из-за легкости и полноты всасывания).
  2. Качество потребляемой пищи. От насыщенности пищи витаминами и минералами и способа ее приготовления зависит процесс расщепления ее на более простые составляющие. Сложная пища, перегруженная солями, переработанными жирами (особенно промышленного производства, например, маргарин), углеводами способствует снижению обменных процессов.
  3. Избыток простых углеводов и сахара в рационе питания. Продукты, поднимающие уровень сахара в крови, усложняющие работу поджелудочной железы и сердца, влекут за собой хвост заболеваний вплоть до сахарного диабета (заболевания, при котором инсулин не может утилизировать всю поступающую в организм глюкозу, что сопровождается повышением ее уровня в крови).
  4. Вес в избытке. Жировая ткань замедляет работу клеток. Так, процессы метаболизма быстрее протекают в поперечно полосатой мускулатуре.
  5. Дефицит белка для развития мускулатуры, которая имеет высокий уровень метаболизма. Качество и количество потребляемого ребенком белка очень важно. Поэтому в его рационе должны присутствовать нежирные сорта мяса.
  6. Недостаток витаминов и минералов, входящих в состав ферментов, ускоряющих биохимические реакции.
  7. Недостаток воды. Вода — главный компонент, способствующий правильному метаболизму. Она выводит токсины и способствует устранению «заторов» в кишечнике.
  8. Отсутствие физической нагрузки. При адекватной физической нагрузке на организм все процессы протекают правильно и сжигается большее количество энергии, чем при гиподинамии. Это положительно сказывается на развитии ребенка.

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/endokrinologiya/narushenie-obmena-veshhestv-u-rebenka-ili-nevnimatelnost-roditelej.html

Врачебный уход
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: